- Вера
- мы не можем вступать в какие бы то ни было отношения к Богу, мы не можем надеяться на Бога, любить Его, молиться Ему и т. д., если не будем прежде всего веровать в Него. Потому и говорит апостол, что всякому, приходящему к Богу, подобает прежде всего веровать; без веры невозможно угодити Богу. (Евр. 11, 6). Α вера есть, по слову апостола, вещей обличение невидимых, т. е. уверенность в невидимом, как бы в видимом. В отличие от физического мира, который прямо видится нашими глазами, Бог (как и наша душа) есть Существо невидимое; но тем не менее мы должны быть убеждены в истине существования Его, как убеждены в истине существования физического мира. Если убеждение наше в существовании физического мира посредствуется познанием, то убеждение в существовании духовного Бога посредствуется верою. Познание (само по себе) не имеет характера добродетели, так как оно невольно навязывается человеку при ознакомлении его с внешним миром; вера же есть добродетель (а вместе и обязанность), так как она есть свободное признание существования невидимого Бога и истинности всего сообщенного нам в Откровении. Потому ап. Павел говорит о послушании веры (Римл. 1, 5). Он же воссылает Богу благодарение за то, что римляне, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя (Римл. 6, 17). Вере присущ и элемент любви, так как религиозная вера имеет предметом своим личность, т. е. личного Бога; а личность может и должна быть предметом любви. След., вера касается всех сил души, она проистекает из глубины нашего существа, приводит в движение ум, волю и чувство и не есть только холодное признание или даже лишь вероятное предположение, а есть энергическое, горячее и полное, не требующее искусственных логических доказательств убеждение в истинности Того, в ком мы живем и движемся и есмы. Откуда проистекает вера? Где основание непосредственной уверенности в бытии Бога и в истинности всего открытого нам Богом? Основание веры в некоей таинственной связи нашей души с Богом и вообще с истиною. По слову ап. Иоанна, сам Дух Божий свидетельствует в нас об истине (Иоан. 5, 6). В силу этой таинственной связи души человеческой с Богом и язычники невольно стремятся к Богу, как к своему первоисточнику. В силу этой же связи души с истиною вообще мы при научных исследованиях своих нередко как бы предчувствуем и предугадываем истину, не проходя длинных рядов рассуждений. Но это предчувствие существующего и живущего среди нас Бога в начале бывает, естественно, неясным и нетвердым. Выясняется и укрепляется оно в среде языческого мира рассматриванием видимого творения (по свид. ап. Павла в послании к римлянам, Гл. 1, 19, 20), а в среде христианского мира изучением откровенного Слова. Слово это охотно воспринимается человеком правдивым, т. е. внемлющим первобытному голосу в глубине души своей. Потому Господь Иисус Христос говорит фарисеям: "иже есть от Бога, глаголов Божиих послушает" (Иоан., 8, 47) и Пилату: "всяк, иже есть от истины, послушает гласа моего" (Гл. 18, 37). Для очищения и укрепления веры необходимо и научное исследование истин веры. Апостолы в своих посланиях увещевают христиан быть здравыми в вере (Тит. 1, 13), не увлекаться всяким ветром учения, испытывать духов, от Бога ли они, всегда быть готовыми дать отчет в своем уповании всякому вопрошающему. Сам Господь Иисус Христос отнюдь не требовал слепой, безотчетной веры в Себя; Он постоянно ссылался для доказательства истинности Своего учения на благотворность и высоту учения Своего, на чудесные дела Свои, на святую жизнь Свою, на свидетельство Бога-Отца о Своем небесном посланничестве, на пророчества Ветхого Завета (Иоан. 5, 39, 46). Необходимо также для укрепления веры пережить различные, как печальные, так и радостные, судьбы, научающие человека сознавать и чувствовать на себе руку невидимого Владыки и Промыслителя человеческой жизни. Но чем более христианин укрепляется в нравственной жизни, чем более он освобождает душу свою от оков сего мира и очищает свое сердце, и след., чем достойнее делается он таинственного единения с Богом, тем более становятся для него лишними все сторонние подкрепления веры его и тем крепче он верит, невзирая на все сопротивления мира и на все кажущиеся противоречия рассудка. Чистые сердцем уже в сей жизни видят Бога духовным оком. Тогда вера становится крепче познании. Под угрозою пыток и смерти люди отрекались от своих познаний, между тем христианских мучеников никакие угрозы и пытки не могли заставить отказаться от своей веры. Если в вере человек действует заодно со всемогущим Богом, если он даже действует силою всемогущего Бога, то отсюда понятно, почему Господь Иисус Христос усвоял вере такую силу, что считал возможным все для верующего: "аще имате веру, яко зерно горушно, речете горе сей, прейди отсюду тамо, и прейдет: и ничтоже невозможно будет вам" (Матф. 17, 20). Необычайные действия веры изображает ап. Павел в 11 главе послания к евреям. "Древние праведники, говорит он, верою победиша царствия, содеяша правду, получиша обетования, заградиша уста львов, угасиша силу огненную, избегоша острея меча, возмогоша от немощи, быша крепцы в бранех, обратиша в бегство полки чуждих". И ап. Иоанн пишет: "сия есть победа, победившая мир, вера ваша" (Иоан. 5, 4). А если вера есть настолько живое и крепкое соединение человеческой души с Богом, что она становится исходным и неизменным пунктом, определяющим все мысли и все действия человеческие и направляющим их на Бога и божественные предметы, то отсюда понятно, почему Господь Иисус Христос и Его апостолы усвояли вере такое важное значение, что поставляли в зависимость от нее всю судьбу и все спасение человека. На вопрос народа: "что сотворим, да делаем дела Божия", Господь отвечал: "се есть дело Божие да веруете в Того, Его же посла Он; веруяй в Сына имать живот вечный". На вопрос темничного стража: "что ми подобает творити, да спасуся, ап. Павел и Сила?" отвечали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешися ты и весь дом твой. "Верующим во имя Иисуса дадеся область чадом Божиим быти".
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.